» » Как не разбить шаровые опоры на дороге

Как не разбить шаровые опоры на дороге

Шаровые опоры – важный и уязвимый элемент подвески автомобиля. Узнайте больше, как не разбить шаровую опору на дороге и сохранить автомобиль от аварий.

Что такое опора

Колесо автомобиля выполняет сразу несколько функций, без которых немыслимо движение:

  • обеспечивает связь с дорожным покрытием;
  • выдерживает на себе весь вес автомобиля и груза;
  • передает момент движения от двигателя;
  • служит для управления и т.д.

Шаровые опоры – это шарнирные соединения колеса с рычагами подвески, которые позволяют поворачивать  колесо, одновременно выдерживая вес автомобиля и динамические нагрузки со стороны дороги. Понятно, что главными свойствами этого элемента должны быть прочность и, в то же время, отличная подвижность.

Как не разбить шаровые опоры на дорогеКак не разбить шаровые опоры на дороге


Чтобы обеспечить эти свойства, опору делают в виде прочного стержня (пальца), на одном конце которого расположен шар, а на другом – резьба. Шар вращается внутри корпуса, причем для облегчения его вращения между корпусом и шаром располагается пластиковая втулка.

 

Корпус опоры крепится к рычагу подвески, а палец прикручивается к ступице колеса. Нужно отметить, что  корпус шарнирного соединения защищают силиконовыми или резиновыми пыльниками.

Почему шаровые опоры выходят из строя

Во время движения автомобиля, особенно по неровной дороге, шаровые опоры испытывают очень сильные перегрузки. Удары колеса, попадающего в ямы на скорости, приводят к повреждению фторопластовой втулки между шаром и корпусом опоры. После этого резко возрастает трение и начинает истираться сам металл.

 

Вторая распространенная причина выхода шаровой опоры из строя – повреждение пыльника, защищающего шарнир от пыли и песка. Если пыльник повреждается, внутрь опоры начинает попадать пыль, грязь и песок. Они смешиваются со смазкой и начинают выполнять роль абразива, быстро стирая не только втулку, но и сам металл.

Чем опасно повреждение шаровой опоры

Стирание пластиковой втулки, а затем и металлического шарнира довольно быстро приводят к тому, что увеличивается зазор между шаром и корпусом. Если автомобиль продолжает ездить, то зазор увеличивается, шаровой палец разбалтывается и, рано или поздно, выворачивается из корпуса во время движения.

 

При этом выворачивается и само колесо. Многие водители видели такие автомобили на обочине. И хорошо, если это происходит на малой скорости. В противном случае страшные последствия неминуемые, поскольку удержать после машину на дороге невозможно.

Как определить, что шаровая опора повреждена

Проблемы с разболтанной шаровой опорой чаще всего выражаются характерным глухим стуком при езде по неровной дороге.  Неопытные водители обычно просто не замечают появление этих звуков и продолжают ездить, пока неисправность не становится очевидной: рулевое колесо начинает скрипеть на поворотах, часто слышится характерный хруст, колеса начинают вибрировать и вилять. В это время до аварии уже недалеко.

 

Поэтому периодически нужно проверять исправность опор, особенно если слышится постукивание во время движения. Для этого:

  1. Периодически проверять исправность пыльников. Если на них видны трещины и потеки смазки, следует сразу обращаться в сервис для замены и диагностики.
  2. Проводить периодическую диагностику подвески в сервисных центрах. Специалисты быстро обнаружат проблему.

Проверить самостоятельно разболтанность шаровой опоры можно, поставив автомобиль на ровной площадке и попросив кого-нибудь нажать на тормоз. После этого попробовать подергать колесо, взявшись за его верхнюю часть, от себя – к себе. При износе шаровой обычно чувствуется люфт.

 

 

Еще более четко можно почувствовать люфт, если предварительно поставить колесо на домкрат, так как на раскачку тратится меньше сил. Однако более точно проверку лучше все равно делать в сервисном центре или на станции техобслуживания.

Как сберечь шаровые опоры на дороге

Шаровая опора обычно служит при пробеге не менее  20-50 тысяч километров. Однако нередко выходит из строя при неправильной эксплуатации.  

 

Прежде всего, нужно периодически проверять целостность пыльников.

 

Это зачастую помогает избежать преждевременной замены шаровой опоры и дополнительных трат.

 

Не следует часто перегружать автомобиль свыше установленной нормы.

 

Дополнительная нагрузка способствует ускоренному истиранию фторопластовой втулки. Так что гордиться грузоподъемностью своей машины можно только на короткое время и небольшие расстояния.

 

Не следует быстро ездить по неровной дороге.

 

Часто можно встретить мнение, что поврежденные участки дороги лучше пролетать на большой скорости, чем тащиться еле-еле. Но именно такая езда чаще всего и повреждает шаровые опоры, поскольку нагрузки возрастают многократно и износ увеличивается.

 

Ямы, неровности и лежачих полицейских лучше преодолевать медленно, притормаживая перед самым препятствием и отпуская тормоз при наезде на него.