Как отличить маржу от прибыли и наценки, формула расчета, как правильно применять это понятие. Это слово часто встречается в деловых разговорах, в фильмах о бизнесменах и статьях об экономике. Что такое маржа? Для ответа на этот вопрос нужно затронуть еще три популярных термина – себестоимость, наценку и прибыль. Нередко наценку и прибыль отождествляют с маржой, хотя эти понятия несколько отличаются друг от друга.
Себестоимость – это изначальная цена продукции для производителя или продавца, это сумма всех издержек на производство или приобретение продукции. Например, чтобы посчитать себестоимость одного кирпича, производителю нужно суммировать все свои расходы и разделить на количество произведенных кирпичей.
Далее этот кирпич нужно продать, причем продать так, чтобы получить прибыль. Для этого устанавливается наценка к себестоимости. Наценка – это разница между себестоимостью и ценой продажи. Например, себестоимость одного кирпича составляет 5 рублей. Цену продаж устанавливают в 10 рублей. Значит наценка составляет 10-5=5 рублей.
Когда производитель планирует продажи, он планирует и свои доходы, свою прибыль. Он хочет получить разницу между собственными затратами и конечной ценой. Маржа – это как раз разница между себестоимостью и продажной ценой, выраженная обычно в процентах.
Формула расчета маржи проста: (цена – себестоимость)/цена*100%. Чем же отличается маржа от наценки, если формулировки практически одинаковы? Тем, что маржа – это разница, которую собирается получить предприниматель от продаж, а наценка – это разница, по которой продается товар.
И, наконец, прибыль – это окончательная разница между себестоимостью со всеми расходами и полученным доходом. Ведь, чтобы продать тот же кирпич, его нужно довезти до покупателя, заплатить продавцу, потратиться на рекламу и так далее. Прибыль всегда оказывается ниже наценки и маржи.
Что же получается в итоге, и как маржу отличить от прибыли и других понятий? Это сделать просто, если использовать три времени: настоящее, будущее и прошедшее. Маржа – это разница между себестоимостью и ценой, которую продавец собирается получить от продаж (будущее время). Наценка – это разница, которую он получает в процессе продаж (настоящее время). Прибыль – это разница, которую он получил в итоге, после продаж (прошедшее время).
Используя этот простой способ, запутаться в отличиях между маржой, прибылью и наценкой невозможно.